Реализуя «Программу обучения и воспитания детей в Воскресной школе» в течение учебного года, мы преподаем детям в теории такие понятия как послушание, смирение, милосердие, трудолюбие, умение молиться и прощать. К сожалению, то малое время (1-2 дня в неделю), которое отводится на обучение в Воскресной школе, не позволяет в полной мере привить детям эти навыки христианской благочестивой жизни.
Знание Закона Божьего, полученные воскресниками в стенах Православной Церкви растворяется и выветривается среди окружения светской школы и под натиском телевизионного и компьютерного экранов. Время летних каникул можно и нужно использовать для воспитания христианского благочестия в детях. Как показывает педагогическая практика, подростки очень любят трудиться, примеряя на себя различные ремесла и профессии, возрастая в трудах духовно и физически. Подростковый возраст характеризуется объединением отдельных групп детей в коллективы. Зная эту особенность, можно использовать экспериментальную трудовую площадку как благодатное место для знакомства с православием крещёных, но не воцерквленных детей.
Для учеников Воскресной школы и детей-прихожан храма условия экспериментальной площадки дают практическую возможность духовного возрастания. Участвуя в общем труде и в рамках маленького коллектива сверстников, дети быстрее научаются послушанию и смирению, умению терпеть немощи своих товарищей и прощению, милосердию и любви к ближнему.
Цели и задачи эксперимента
Цель: Развитие новых форм летней работы с детьми.
Задачи:
-
привлечение в православный детский коллектив не воцерковленных детей и развитие у них познавательного интереса к Храму, молитве, православной вере;
-
воспитание морально-волевых качеств, таких как трудолюбие, усердие, послушание, смирение - необходимых в условиях дружного трудового коллектива;
-
воспитание духовно-нравственных качеств, основанных на знании и выполнении Закона Божьего;
-
привитие самостоятельности, навыков самообслуживания.
В экспериментальной площадке приняли участие 16 детей. Из них 9 мальчиков и 7 девочек.
В составе рабочей группы приняли участие дети:
-
Воскресной школы – 10 человек;
-
Подростки, записавшиеся добровольно - 6 человек, из них 2 человека из не воцерковленных семей
-
4 человека впервые пришедшие в Храм и Воскресную школу.
Травматизма и самовольного ухода подростков за время трудовой площадки не было.
Руководители экспериментальной площадки были педагоги Воскресной школы: Серёгина З.Б. и Бандина В.Б. Все участники экспериментальной площадки трудились во Славу Божию, воспринимая свою работу как дело милосердия.
Объектом приложения усилий стало старое кирпичное здание, которое Администрация Навашинского района передала нашему Приходу в связи с увеличением количества учеников Воскресной школы. Когда-то в прежние времена это здание принадлежало Храму. За прошедшие годы оно не раз меняло своё назначение: там размещалась пожарная часть, магазин, «Энергонадзор», колхозная бухгалтерия, сельсовет … Интересно, что за прошедший век, здание почти не изменило свою планировку, особенности архитектурно - строительных решений того времени. Даже на окнах и дверях, несмотря на их ветхость, до сих пор сохранились решетки и накладки старинной ажурной ковки. Маленькие трудники с неподдельным интересом исследовали старинное церковное здание. Детское любопытство и вопросы пробуждали в них интерес не только к старине, но и к осмыслению исторических событий в нашем районе, связанных с церковью и сменой революционной власти. В короткие перерывы между работой, присев на разбросанные повсюду брёвна, дети внимательно слушали рассказы о том, какой была наша Церковь до её разорения, как безжалостно сбрасывали колокола и взрывали колокольню, как за веру Христову был зверски замучен –живым закопан в землю, настоятель Храма о.Дмитрий Орлов. Так, в доступной форме диалога педагоги решали воспитательную задачу ознакомления не воцерковленных детей с историей нашего Храма, православной верой.
Засыпаем колею строительным мусором
|
Легкие доски-работа для девчонок
|
У мальчишек работа спорится
|
С начала открытия экспериментальной площадки все дети были нацелены на самостоятельность и самообслуживание, поэтому послушания распределялись среди детей сообща. С утра дежурная группа готовила чай и бутерброды, затем вымыв посуду, приступала к приготовлению обеда под присмотром одного из педагогов. Радостно отметить, что девочки 8-10лет, а в основном нагрузку по трапезной они взяли на себя, почти все умеют чистить картошку, лук, морковь и шинковать овощи.
За время экспериментальной площадки девочки усвоили правила техники безопасности при работе с кухонными принадлежностями, приобрели навыки работы с разделочной доской, ножом и теркой, мясорубкой. Благодаря попечению повара трапезной Тарасовой Р.Ф. маленькие хозяйки научились готовить следующие блюда:
-
салаты: из капусты с морковкой, морковь с чесноком, «крабовый», «Летний овощной»;
-
борщ, щи, гороховый суп, рассольник;
-
картофельное пюре, гречневую кашу, тушеные кабачки, отварные макароны, постный плов, рыбные котлеты;
-
чай и компот из сухофруктов с мятой.
За неделю трудовой площадки девочки приобрели навык быстрой сервировки стола, наведения чистоты и порядка в трапезной по окончании рабочего дня. По своему произволению дежурные, побывавшие с родителями на послушании в Дивеево, добавили молитву Пресвятой Богородице. Наверно, благодаря благословению Заступницы за время эксперимента не было слез по поводу разбитой посуды, порезанных и обожжённых пальцев. Девочки работали дружно, слаженно, смиренно неся данное послушание, помогая друг другу там, где одному справиться не под силу: вынести ведро с водой, поднести тяжелые сумки с овощами и др.
План работ, составленный сообща вместе с детьми, выполнен полностью (План работ прилагается). Мальчики, увидев объём работы, на следующий день привели с собой друзей, и группа трудников увеличилась почти втрое. Конечно, разбирать строительный мусор, который предварительно убрали из здания родители учеников Воскресной школы, таким составом гораздо легче. Мужская половина работала настолько горячо и дружно, что с запланированной частью работы справлялись за 2,5 часа вместо 4-х. Трудовые навыки приобретались подростками постепенно: вначале приходилось подсказывать способы перенесения мусора, досок, разбивать их на бригады или наоборот, объединять в группы. Уже на третий день эти задачи решались детьми самостоятельно. Они учились целенаправленно использовать хозинвентарь: носилки, телеги, лопаты, совковые лопаты, веревки, ведра разной формы и емкости, применяя его умело и разумно. Хочется отметить, что за время экспериментальной площадки у детей выработались такие морально-волевые качества как усердие, умение правильно спланировать предстоящую работу довести её до конца, выбрать для каждого вида работ людей, которым она будет по силам, неукоснительно соблюдать правила трудовой безопасности .
С самого начала для всех участников трудовой площадки было правилом начинать и заканчивать день молитвой. Молитвенное правило перед едой и после трапезы выучили почти все вновь пришедшие дети. Вначале стесняясь, чувствуя неловкость, но с каждым днем все тверже запоминая слова, они первыми начинали молитву. За трапезой педагоги и ученики Воскресной школы объясняли не воцерковленным детям непонятные слова и смысл той или иной молитвы. Необходимость молитвенного правила дети поняли на практике. Никита Кузнецов опоздал на общую молитву и без благословения Господня приступил к работе, но дело у него не шло, засадил занозу, никак не мог влиться в общий трудовой ритм, в коллективе постоянно происходил какой-то сбой. Дети сами поняли причину и объяснили своему товарищу. После того как он помолился в Храме, все встало на свои места, работа закипела и была вовремя дружно завершена. Сложившаяся ситуация детям пример послушания, смирения, умения подчинить свои интересы общим, ответственности за благополучие и результат работы всего коллектива.
Завершением трудовой площадки было благословение духовника Воскресной школы о. Иоанна на паломническую поездку в Дивеево в Свято-Троицкий женский монастырь к мощам преподобного Серафима Саровского. Половина группы была в Дивеево впервые. С помощью воскресников педагоги объясняли детям: что такое монастырь, кто такие монахи, зачем они живут в монастыре, что такое святые мощи, почему их почитают и зачем к ним прикладываются. Прочитали вместе книжечку о Серафиме Саровском , приложились к его мощам и обошли с экскурсией весь монастырь. С особым вниманием писались записочки. Интересно было наблюдать, как наморщив лоб, смахивая капельки пота от жары, наши маленькие паломники старательно вспоминали своих родных и близких, друзей и учителей - детским неровным, почерком, выводили имена в записочках на молебен батюшке Серафиму об их здравии.
|
Про молитву на канавке хочется рассказать поподробнее. Не воцерковленным подросткам сложно было понять смысл происходящего, они с недоумением смотрели на медленно идущих людей, что-то шептавших «себе под нос». Каково же было их удивление, когда их сверстники, с которыми они вместе трудились, резвились на озере, гоняли наперегонки на «великах», тихо запев «Богородице, Дево радуйся» маленькими шажочками пошли по дорожке. Смущаясь, они задавали вопросы педагогам, а потом взяв в руки бумажные иконки Пресвятой Богородицы со словами молитвы, сами уже осознавая всю важность этого события, двинулись по канавке. Из монастыря взяли домой немного землицы, сухарики, маслице, узнав новое слово – святыни, и что относится к ним нужно благоговейно.
|
Подоспевшая монахиня обратилась к нашей группе и попросила о помощи. Как настоящие добровольцы все с радостью согласились на послушание: помочь начистить картошку для трапезной. Даже мальчишки, не отличаясь особым мастерством в этом деле, с увлечением наперегонки снимали «стружку» с картошины одну за одной. За полчаса, наполнив большой котел, мы были приглашены матушкой на обед.
После монастырской трапезы, где упражняясь в смирении ели не очень вкусную, но благословленную преподобным Серафимом монашескую еду, отправились на дальний источник. Несмотря на ледяную воду, все окунулись в святом источнике, наверное, помогла та благодать, которую дети получили от батюшки Серафима и своего труда во Славу Божию.
Знакомство с монахинями, монастырём, со святынями и святыми источниками, ощутить на себе благодать Дивеевской земли стало для подростков первой ступенькой в Православие.